Кадастровая палата по Самарской области подвела итоги регионального этапа Всероссийских дней консультаций по вопросам оборота жилья. В течение трёх дней граждане могли обращаться на личный приём в центральный офис Кадастровой палаты в Самаре. Этой возможностью воспользовались десятки человек, обратившихся к специалистам с различными вопросами о недвижимости.

wP U SDDV50

Почти половина вопросов касалась проведения кадастрового учета и регистрации прав собственности, порядка оформления сделок, а также необходимого комплекта документов.

Чаще всего жители региона интересовались тем, какие документы подтверждают права собственности и как проверить недвижимость перед покупкой. Также активно поднималась тема нотариального удостоверения сделок для недвижимости, находящейся в общей долевой собственности.

Как отмечают в Кадастровой палате по Самарской области – активный интерес к этой теме понятен, так как достаточно недавно вступили в силу изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Напомним, согласно законодательству, теперь договор купли-продажи, дарения, наследования или ипотеки долей может быть заключен в простой письменной форме, если подписан всеми долевыми собственниками недвижимости без исключения.

Также  в рамках Дней консультаций в нашем регионе была организована работа «горячей» телефонной линии по электронным услугам и другим видам деятельности Кадастровой палаты. Поступило множество звонков с вопросами, как оперативно и дистанционно получить сведения о недвижимости, а также нужна ли электронная подпись для проведения сделок в электронном виде.  Обобщая ответы на эти вопросы, эксперты Кадастровой палаты по Самарской области поясняют, что получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости дистанционно можно на сайте Росреестра или воспользовавшись порталом государственных услуг.  

Как отметил директор Кадастровой палаты по Самарской области Андрей Жуков, проведённые Дни консультаций наглядно показали, что многие вопросы у людей возникают в связи с тем, что законодательство в сфере недвижимости постоянно обновляется и к специалистам Кадастровой палаты граждане обращаются за экспертными разъяснениями.

«Существующие правила и вопросы оборота недвижимости требуют от нас информационного сопровождения и серьезной разъяснительной работы. Как проходит сделка с недвижимостью, какие документы нужны, как получить достоверные сведения о квартире, даче или земельном участке, планируемом к приобретению? Всё это мы стремимся разъяснять в комфортном и доступном для жителей Самарской области формате», - подчеркнул Андрей Жуков.

Управление Росреестра по Самарской области напоминает нормы земельного законодательства: земельный участок должен использоваться по целевому назначению и в границах, обозначенных в правоустанавливающих документах. Во избежание административного наказания владельцам стоит привести документы на землю и ее фактическое использование в соответствие с указанными нормами. В противном случае им грозит штраф от 5 тысяч рублей.

Наказание за нарушение закона неизбежно. Его исполнение контролируют органы муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора. В 2015 году наряду с традиционными проверками (когда инспектор выезжает на место), была внедрена новая система – административное обследование, которое позволяет выявить нарушителей дистанционно. Особенность этого вида надзорных мероприятий в том, что оно проходит без взаимодействия с правообладателем земельного участка. «Анализируются сведения из официальных источников – Единого государственного реестра недвижимости, государственного фонда данных, информационных баз государственных органов власти и муниципальных образований, - рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Самарской области Юлия Голицына. – Иногда инспектор выезжает на место, но осматривает земельный участок только с внешней стороны его границ, без доступа на участок. В результате административного обследования составляется акт о наличии или об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации. В случае, если земельный участок используется с нарушением закона, организуется либо проведение внеплановой выездной проверки для получения дополнительных доказательств наличия нарушения, либо сразу составляется протокол об административном правонарушении, если полученных в ходе административного обследования доказательств нарушения достаточно».

Голицына Ю

В Самарской области новой технологией выявления нарушителей земельного законодательства пользуются достаточно активно: за 4 года было проведено 3415 административных обследований, в результате которых выявлено 2206 нарушений, организовано 1446 внеплановых проверок, 520 нарушителей привлечены к административной ответственности без проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Стоит отметить, что административное обследование проводится в отношении земельных участков как граждан, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку не предполагает контакт с правообладателем и получение от него дополнительной информации.

В связи с многочисленными вопросами жителей региона Управление Росреестра по Самарской области напоминает права граждан, обратившихся к нотариусу по вопросам недвижимого имущества.

С февраля этого года, когда были внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус, совершивший нотариальные действия в отношении объектов недвижимости, обязан направлять в Росреестр заявление и документы, необходимые для государственной регистрации прав. Раньше эта услуга - в том числе и в электронном виде - оказывалась нотариусом только по желанию заявителя. 

          Указанная обязанность возникает у нотариусов в случае:

  • удостоверения сделок, направленных на отчуждение имущества;
  • выдачи свидетельства о праве на наследство по закону;
  • выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию;
  • выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга.

Нотариусы обязаны в день оформления документов незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.

Нуруллина Э

Для заявителей в данном случае возникают дополнительные плюсы, подчеркивает начальник отдела регистрации объектов недвижимости крупных правообладателей Управления Росреестра по Самарской области Эндже Нуруллина:

  • электронное взаимодействие Росреестра и нотариусов позволяет собственникам объектов недвижимости осуществить государственную регистрацию прав, не посещая офисы Многофункционального центра, как следствие - это экономия времени;
  • срок оказания госуслуги при подаче документов в электронном виде составляет один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов;
  • при подаче документов в электронном виде действует льгота при оплате государственной пошлины: вместо 2000 рублей заявитель оплачивает 1400 рублей (в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса).

При этом необходимо знать, что приказом Минюста России от 28.12.2018 №303 утверждены перечни независящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным. В числе причин – технические сбои или плановые профилактические работы в информационных системах Росреестра или нотариата, а также объективные причины в деятельности нотариуса: совершение нотариального действия вне места работы, отсутствие электроснабжения или доступа к Интернет. Отсутствие возможности обратиться в Рорсеестр посредством электронных сервисов должно быть соответствующим образом подтверждено.

В случае невозможности направления документов в электронной форме, нотариус обязан направить их в бумажном виде в не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора или выдачи свидетельства. В этих случаях срок регистрации прав на недвижимое имущество составит три рабочих дня.

В случае если стороны сделки возражают против обращения нотариуса в Росреестр, они имеют право самостоятельно направить заявление и комплект документов для регистрации прав:

  • в форме документов на бумажном носителе – посредством личного обращения в многофункциональный центр;
  • посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и уведомления о вручении, а также при условии нотариального засвидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении и нотариального удостоверения прилагаемых документов;
  • в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство в сфере регистрации договоров участия в долевом строительстве (ДДУ) изменилось. Для жителей региона, планирующих приобрести «долевку», Управление Росреестра по Самарской области проводит «прямую линию», в ходе которой можно узнать о новом порядке регистрации ДДУ и составе документов, необходимых застройщику для регистрации ДДУ, а также получить информацию о том, как проверить, насколько благонадежен застройщик и какие механизмы защиты средств дольщиков на сегодня предусмотрены. 

Лазарев С.А. в СМИ

Задавайте вопросы начальнику отдела регистрации договоров участия в долевом строительстве Управления Росреестра по Самарской области Сергею Александровичу Лазареву 16 октября с 10.30 до 11.30 по телефону (846) 33-22-555.